Уважаемые туристы и коллеги!

История Иверской-Парижской иконы

Несмотря на то, что адрес этой церкви известен (метро «Вожирар», рю Петель, 5 - Paris 75015, M° Vaugirard, rue Petel, 5) – найти ее нелегко, особенно, если Вы – из России. Вы не увидите привычных куполов и белокаменных стен. Только после того, как Вы узнаете больше об истории русской эмиграции, Вы поймете, что подобная постройка – отнюдь не провокация и не попытка «усовершенствовать» церковную архитектуру. Просто сделать лучше не могли, ведь все приходилось начинать с нуля, с самого начала.

Однако, едва войдя в храм Трех Святителей, Вы начнете испытывать прямо противоположные чувства: фрески и иконы, которые Вы увидете, очаровывают и захватывают. Цельность росписи – в сравнении с другими церквами эмиграции – поражают. Первой в глаза бросается икона Иверской Божией Матери – самая большая икона в русских зарубежных церквях. Сразу видно, что образ – дореволюционного периода и весьма почитаем - перед ним всегда стоят цветы. При дальнейшем знакомстве с приходом становится понятно, что эта икона – главная святыня храма.

История о том, как образ оказался в храме весьма интересна и назидательна, однако, малоизвестна.

Первоначальная икона, которую именуют – «Иверская», с конца X века находится в Иверском монастыре на горе Афон. Ее поместили при входных вратах монастыря – это место определила сама Богородица – поэтому икона называется «Вратарницей» (или «Портитиссой» - по-гречески). Ради святой иконы это место – «при вратах» - превратили в церковь.

Во время царствования Алексия Михайловича (в 1648 году), при патриархе Никоне, в Москву привезли первый список этого чудотворного афонского образа.

При входе на Красную площадь - у Воскресенских ворот Китай-города - в 1669 году построили деревянную часовню в которой поместили другой список Иверской иконы – «Московская-Иверская». Имя автора, написавшего эту икону, давно забыто (а скорее, никогда и не было известно), потому как всеобщее мнение склонялось к тому, что это и есть список, сделанный в  1648 году, который прислали с Афона.

О списке с Афона известно, что по размерам он был во всем подобен образе на Афоне (матери «Иверских» икон), а икона, которая находилась в часовне у Воскресенских ворот, была значительно больше .

Каждый, кто шел на Красную площадь или в Кремль обязательно  молился у «Иверской Матушки». Часовню никогда не запирали. Раньше всех дел приезжавшие в Москву люди шли на поклон к Прессвятой Богородице Иверской и попросить ее помощи. А среди москвичей бытовал обычай – особенно среди тех, кто искал заступничества Божией Матери – поздно ночью ходить к образу «Иверской».

Так, по примеру афонского монастыря, в Москве появилась своя «Вратарница» - непобедимая защитница, пречистая Богородица. Образ стал одним из самых почитаемых в Москве.

К 1963 году «Московская-Иверская» стала настолько почитаемой, что образ стали носить по домам, для охраны от «бесчинных людей» посылая с ним два человека караула. Привесы на иконе красноречиво говорили о благодарности людей, которые получали от образа исцеление. В виду того, что образ чаще всего носили по больницам, домам, церквям и предместьям города, с него сделали список-дубликат, который оставляли в часовне. Дубликат был точно такого же вида и размера, отличаясь только более простой, написанной краской, ризой, в отличие от оригинала, где она была жемчужной.

С этих пор, в XVIII-XIX лишь малая часть приходящих к «Московской-Иверской» видит оригинал образа – ведь икону возили почти круглосуточно. Однако, часовня все равно была полна народа.

В 1812 году «Иверскую», спасая от нашествия Наполеона, увезли во Владимир. В часовне же оставили ее список, который сделали в 1758 году.

Французы во время разграбления Москвы не щадили даже святыни – сдирали штыками серебрянные и золотые ризы в соборах и церквах. Только из Успенского собора они унесли почти 300 килограммов золота и более 5 000 килограммов серебра. Разграблена была и Иверская часовня – среди прочего пропал и список с главного образа.

В Иверской часовне после 1812 года  долгое время не было иконы. Однако, необходимость в ней нарастала, и в 1852 году был написан новый дубликат «Московской-Иверской». Как и первый, второй дубликат был точным подобием главного списка образа с нарисованной жемчужной ризой на плечах и голове Богородицы.

Именная этот список и находился в часовне до Революции. Именно его запомнило большинство москвичей.

В 1922 году все ценное убранство было изъято властями и бесследно исчезло.

В 1929 году властили закрыли и разрушили часовню, а в 1931 году уничтожили и Воскресенские ворота, а чудотворный образ «Московской-Иверской» перенесли в храм Воскресения, что в Сокольниках. Сейчас на ней нет жемчужной ризы – риза выполнена из посеребренного металла. Что стало со вторым списком-дубликатом – не известно.

Однако, в 1994 году началось воссоздание Иверской часовни. В ноябре этого года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освящает закладной камень новой часовни. В 1995 году завершаются строительные работы. а 25 октября – наканунепраздника Иверской иконы Божией матери, из Иверского монастыря на Афоне в Москву прибывает новый список образа афонской иконы.

С этого момента перед образом Божией Матери каждодневно, с 8 часов утра до 20 часов вечера, все клирики Москвы поочередно читают перед образом акафист.

Но вернемся к истории образа, который находится в парижском храме.

В 1930 году эмигрант-москвич А.Н. Павлов, прогуливаясь по улицам в Париже, увидел в витрине одного из магазинов с антиквариатом на улице Сент-Оноре часть большой иконы. Из-под нагромождений других предметов можно было разглядеть лишь верхнюю ее часть. По этой части Павловсразу узнал Иверскую икону – живя в Москве, он часто приходил молиться к этому образу в Иверскую часовню. Сначала он решил, что икону в Париж привезли после гражданской войны, однако, продавец объяснил ему, что икону вывез из Москвы один из наполеоновских офицеров,теперь же его потомки хотят прожать образ.

Это событие взволновало всю русскую эмиграцию. Не только Павлов, но и другие эмигранты узнали в образе «ту самую» икону, которую видели в Иверской часовне. (В действительности, они видели список 1758 года, которому был во всем подобен список 1852 года. Однако, от этого событие становится только более удивительным.)

Так, икона, повторяя свою судьбу (когда в X веке – после иконоборческой смуты – в течении 200 лет не было известно где она находится, а потом неожиданно была вновь обретена на Афоне) пробыла в безвестности 120 лет.

С Х века эта икона – особенная покровительница афонской обители. Небесная Царица явила себя многим старцам и сподвижникам обители, сказав им что до тех пор, пока икона будет оставаться в Иверском монастыре, им не следует ничего бояться, но в случае, если же икона покинет монастырские стены, последователям следует «взять суму» и отправляться в странствия.

В XVII веке этот образ прибыл в Москву и занял место при «вратах», стал почитаться жителями города.

И наконец, после Гражданской войны и революции ХХ века, образ оказался в Париже – центре русской эмиграции. С одной стороны, для русской эмиграции этот период был временем нужды и бедности, с другой же – временем противоречивых оценок и анализа происшедшего в России.

Нужно сказать, что 1930-1931 года можно смело назвать основополагающими в церковной жизни послереволюционной русской эмиграции. Русская церковь, а именно, приходы, которые основывались русскими эмигрантами за границкй, разделились на три «юрисдикции», которые не общались друг с другом и считавшие друг друга «предателями истинной Церкви».

Было много наджед на то, что святыня примирит враждующие приходы и объединит их с Россией. Митрополит Евлогий в проповеди по случаю обретения образа выразил надежду, что Иверская икона послужит символом единства русских.

Антиквар Коган – хозяин магазина – запросил за икону огромную цену: 25 000 франков . Для выкупа русские эмигранты создали комитет, в который вошли известные в эмиграции люди. Вскоре была собрана часть суммы, которую передали антиквару в качестве задатка – это позволило забрать икону из магазина. Икона стала путешествовать по храмам и домам, как главная Иверская икона.

Первый торжественный молебен совершили в греческом соборе святого Стефана на рю Бизе. Потом в храме святого Александра Невского на рю Дарю. Следом икону перевезли в Ниццу, где молебны совершались в свято-Николаевском соборе. Однако, несмотря на всеобщую заинтересованность, денег собрали недостаточно, в связи с чем икону возвратили в магазин, где она опять была выставлена на продажу.

А.Н. Павлов – человек, нашедший икону, пришел к епископу Вениамину (в миру носил фамилию Федченков) с просьбойо помощи с выкупом святыни. Епископ особо чтил Иверскую, потому как день тезоименитства епископа приходился на праздник Вратарницы Иверской. Тут надо сказать пару слов о самом епископе.

До 1931 года основную часть русской эмиграции в рамках церковной, религиозной жизни, возглавлял митрополит Евлогий (в миру Георгиевский), который более менее активно вел переписку с Московской Патриархией. Таким образом, канонически относилась к Русской Церкви – за исключением приходов «Русской Зарубежной Церкви».

Митрополит Евлогий в июне 1930 года был смещен указом Патриархии, так как нарушил принятое им в 1927 году обязательство о невмешательство Церкви в политику, согласно заветам патриарха Тихона. Однако, вопреки указу Патриархии, Евлогий не слагает с себя права управления и пытается прикрыть раскол своим переходом в Константинопольскую юрисдикцию. Для этого он едет в Константинополь, откуда привозит декрет патриарха Константинополя Фотия о принятии его под омофор Престола константинопольского патриарха. Вслед за Евлогием следует и большая часть его паствы. Те же клирики и миряне, кто с епископом Вениамином во главе (который тогда был инспектором Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института и впоследствиии стал митрополитом) заявили протест его действиям, остались верными Матери-Церкви. Они принимают решение организовать свой приход. В связи с тем, что под омофор Вениамина прибывали монахи со всей Западноевропейской епархии, в новооткрываемом храме было решено открыть монастырское подворье, при котором соорудили приход Московской Патриархии.

На улице Петэль, что в 15 округе Парижа, нашли гараж, подвальное помещение которого оборудовали под храм, а верхнее полутора-этажное помещение отвели под монашеские кельи и трапезную.

Храм сразу попал под перекрестный огонь: сыпались письменные и устные возмущения от русских эмигрантов, которые обвиняли приход в измене, советизме, коммунизме, нарушении церковно единства и бог знает чем еще. Перед прихожанами закрывались двери жмигрантских домов, организаций и объединений.

Объяснений о том, что приход Трехсвятительного храма никуда не собирается уходить,  откалываться или кому-то/чему-то изменять, а наоборот, продолжают занимать ту же позицию, что и митрополит Евлогий – т.е., остаются в Русской Церкви.

Именно исходя из этих обстоятельств епископ Вениамин – вдохновитель прихода – усмотрел в обращении к нему Павлова за помощью в приобретении Иверской иконы как особое знамение

Узнав о том, что икона вновь выставлена на продажу, Вениамин поехал к антиквару. Войдя в магазин он ужаснулся – иконы не было на витрине. Выяснилось, однако, что ее переместили на склад, где хранились ценные вещи, которые трудно продать.

Новые торги с антикваром начались с 15 000 франков, до этой суммы уже удалось снизить стоимость образа. Вениамину не удалось снизить сумму, однако он договорился о покупке святыни в рассрочку. – восемь тысяч сразу, четыре – в течение года и оставшееся – в течение трех лет. Антиквар дал епископу несколько дней на раздумья и разрешил забрать икону с собой. Однако, предупредил, чтобы с решением поторопились, потмоу как икону собирались продавать с аукциона.

Чудотворный образ Вениамин привез на Трехсвятительское подворье. Приход только что ообразовался, и и переживал времена страшной бедности. Денег, имевшихся у прихода, хватило только на аренду гаража с подвальным помещением, в котором ничего не было. Представляете себе храм, расположенный в подвале? Каменные, еще даже не оштукатуренные, стены, иконостас из фанеры, который заполнен простыми бумажными иконами. Духовенство в домотканных облачениях.

Один из первых насельников подворья – Антоний (Блум), рассказывал о том, какова была жизнь в монастыре в 1931 году. По его свидетельству, денег не было даже для покупки пищи монахам, жившим при храме. Питались тем, что жертвовали прихожане. Однако, в храме постоянно давали приют нищим, зачастую они ночевали прямо в келье на койке и матрасе епископа Вениамина, который уступал им свою постель, а сам спал на полу.

Поставив драгоценный образ посреди храма, епископ отправился к алтарю, чтобы помолиться и успокоиться.

Его преследовала мысль о том, где найти деньги. Вениамин не мог успокоиться всю ночь, а тут еще и сомнения появились – откуда в Париже могда появиться Московская Вратарница? Епископ не знал тогда, что в Иверской часовне находился второй по счету список с Иверской-главной. После горячих молитв во сне Вениамину явилась Матерь Божия, вопрошающая, как может он сомневаться?

На следующий день епископ обратился к Господу в молитве о помощи в приобретении иконы к Господу. Внутренним слухом он услышал ответ: «Где твоя вера?». После этого Вениамин уверился, что икона останется в храме.

Епископ Вениамин прочел вдохновенную проповедь, в которой говорил о благодати, которая изливается через Иверскую икону, какое утешение русским людям принесет ее приобретение. Он призвал всех пожертвовать деньги для выкупа святыни.

Сбор средств назначили на ближайшее воскресенье. Многие люди приносили последние имевшиеся деньги. Одна пожилая дама, долгое время работавшая в одном богатом доме сначала няней, а затем экономкой, окладывала деньги на похороны. Однако, узнав о чудотворной иконе, принесла все деньги в приход. Эмигранты отказывались даже от самого необходимого, но жертвовали деньги, внося свою лепту.

Однако, не взирая на старания, собранной суммы не хватало для первого взноса. Ведь в приходе было на литургию собралось около 40-50 человек. Тогда Вениамин написал своим знакомым в другие города Франции письма с просьбой о том, чтобы они ссудили ему некоторую сумму денег. В то время плата за жилье вносилась за 3 месяца сразу, и все семьи откладывали «квартирные деньги» в течение этого времени. Вениамин просил ссуды именно из этих денег, обязуясь вернуть их в срок. И несмотря на то, что просрочка оплаты даже на один день грозила немедленным выселением, никто не ответил отказом, равно как никого не выселили с квартир .

Сумма задатка была собрана в указанный срок и Вениамин лично отвез деньги антиквару, который был искренне поражен тем, что эмигранты на сей раз смогли собрать деньги – ведь он знал о бедственном положении русской эмиграции.

17 января 1932 года икону принесли в храм святого Александра Невского на торжественный молебен, после которого образ окончательно утвердился в храме Трех Святителей. 24 января 1932 года состоялся молебен по случае обретения святыни. Все чувствовали, что стали свидетелями чуда святого образа.

Тот факт, что приобретение этой иконы – дорогой как с материальной, так и с духовной точки зрения – не оказавшееся под силу всей русской эмиграции, но которое осилил один из самых маленьких приходов (к тому же, и один из самых бедных), было воспринято как особое благословение теми, кто поставил врность Русской Православной Церкви «во главу угла» своей духовной жизни.

Чтобы оплатить следующие взносы образ сфотографировали и продавали фотографии как в храме, так и в других местах с помощью прихожан. Русские люди приезжали почтить святой образ со всех уголков Франции и оставить свои пожертвования. Так и была собрана необходимая сумма.

С благословения владыки Вениамина храм был открыт для всех, кто желал помолиться перед образом, в любое время. Таким образом традиция, установленная в Москве, была проолжена в Париже – Вратарница Московская стала Вратарницей Парижской.

В послании, которое по случаю 50-летия Трехсвятительского Подворья написал патриарх Московский и всея Руси Пимен, были слова о том, что благодаря Иверской иконе Подворье стало очагом, который несет поколениям русских людей наследие культуры и истории Руси. Остается местом, где Святая Русская Православная Церковь напоминает своим «сынам и дочерям», которые находятся вдали от родины, о своей любви.

До начала 60-х годов после каждой литургии перед иконой совершался молебен. Однако, эмиграция угасала и поколение, которое родилось во Франции, воспринимало историю приобретения (скорее  даже – обретения) иконы не так живо, равно как и саму икону. Поэтому молебны постепенно сошли на нет.

Восстановителем почитания святого образа стал  иеромонах (а ныне - архимандрит) Георгий ( в миру Вострель,по происхождению - австриец), который был прислан в Подворье в 1975 году для помощи состарившимся священникам во время ежедневного богослужения. И теперь, начиная с 1984 года, по средам, каждый вечер, в этом парижском храме православные христиане самых разных национальностей поют перед образом акафист.

Это еще одно чудо. Являясь незримым символом связи оплотов Православия – Афона и Москвы -  Иверская икона в ХХ веке стала вратами Православной Церкви в столице современной цивилизации и культуры – Париже.

Приложение 1.

В виду того, что новые прихожане мало знакомы с историей прихода, ниже изложены причины, по которым можно считать хранящийся на Трехсвятительском подворье список «Выносной» иконой из Иверской часовни в Москве:

  1. Техника исполнения соответствует технике иконописи второй половины XVIII или первой половины XIX века.
  2. Образ повторяет все детали «Главное», так как ее «узнали» москвичи, которые видели «Выносную» в Москве.
  3. Размеры образа соответствуют размерам того, что хранился в храме Воскресения в Сокольниках.
  4. В иконописи запрещается писать ризы или подвески. Однако в данном случае сделали исключение, чтобы «Выносная» отображала главную – на которой была жемчужная риза – в то время, когда она «в ходу».
  5. В правом клейме на парижском списке написаны слова о том, что эта икона является списком с настоящей иконы Иверской Божией Матери из Часовни у Воскресенских ворот в Москве. К сожалению, место, в котором должна быть вписана дата изготовления – затерто.
  6. Установлено, что с 1812 по 1852 год «Выносной» иконы в Иверской часовне не было.

Один из списков изготовили в 1758 году, скорее всего, из этого следует, что это дата написания Парижской «Иверской». Однако, в виду того, что на данный момент не существует перечня икон-«заместительниц», это может быть ошибкой.

К примеру, одна из святынь храма святого Николая в Кузнецах (Москва, Вешняковский пер.) – большая чудотворная Иверская икона, написанная в 1792 году священником Василием Ивановым. Этот образ был «заместителем» Иверской-главной в часовне у Воскресенских ворот с 1792 по 18702 год, а затем подарен Иверской церкви на Большой Оржынке. В 1930-е же годы, после того, как храм был закрыт, икону переместили в Николо-Кузнецкий храм, где она располагается перед главным клиросом Сергиевого придела.

Приложение 2.

Четыре раза в году совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери:

  • 12 февраля – в день тезоименитства Патриарха Алексия;
  • Празднование в Иверском монастыре на Афоне – во вторник Светлой седьмицы. Тогда же бывает крестный ход с ней берег моря, где икону принял отшельник Гаавриил (Х век);
  • 13 октября – в годовщину принесения иконы в Москву в 1648 году – день тезоименитства митрополита Вениамина, основавшего парижский приход Трех Святителей;
  • 31 марта – в день явления иконы Иверской Божией матери.

Естественно, что в Париже отмечается также 11 января – годовщина приобретения образа храмом Трех Святителей.

Приложение 3.

Еще одна дата почитания «Иверской» - 11 ноября, в день, когда начала мироточить Иверская-Монреальская икона Пресвятой Богородицы (1982 год).

Сегодня известно, что с «Иверской-Парижской» на данный момент сделано несколько списков. Первый находится в рижском Свято-Троице-Сергиевом женском монастыре. Не исключено, что список этот был привезен в Риге митрополитом Вениамином после того, когда он, вернувшись в Россию в 1947 году взял на себя управление Рижской и Латвийской епархией, либо уже в 30-х годах, когда митрополит Рижский Елевферий (Богоявленский) был экзархом Патриарха Московского в Западной Европе. Список с Иверской-Парижской был сделан для митрополита Евлогия.

В Трехсвятительском Подворье находится Иверская икона Божией Матери. Выкуплена у потомков французского офицера, вывезшего икону из Москвы в 1812 году – во время войны с Наполеоном. Фото –

В Трехсвятительском Подворье находится Иверская икона Божией Матери. Выкуплена у потомков французского офицера, вывезшего икону из Москвы в 1812 году – во время войны с Наполеоном. Фото – "Православная Франция"

Трехсвятительское подворье. Париж. На сегодняшний день – кафедральный собор Корсунской епархии Русской Православной Церкви. Основано святым Вениамином (в миру - Федченков) в 1931 году. Фото -

Трехсвятительское подворье. Париж. На сегодняшний день – кафедральный собор Корсунской епархии Русской Православной Церкви. Основано святым Вениамином (в миру - Федченков) в 1931 году. Фото - "Православная Франция"

Чудотворный образ Иверской Божией Матери. Фото -

Чудотворный образ Иверской Божией Матери. Фото - "Православная Франция"

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Москва). В нем находится «Московская-Иверская» икона. Храм известен также проходившими в нем в 1945 году заседаниями Поместного собора Русской Православной Церкви. Тогда Патриархом всея Руси был избран высокопреосвященнейший митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. Фото -

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Москва). В нем находится «Московская-Иверская» икона. Храм известен также проходившими в нем в 1945 году заседаниями Поместного собора Русской Православной Церкви. Тогда Патриархом всея Руси был избран высокопреосвященнейший митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий. Фото - "Православная Франция"

Здесь, на Воскресенских воротах Красной площади, Разместили принесенную из афонского монастыря Иверскую икону. В 1782 году ее перенесли в часовню, построенную перед воротами. Тут и хранилась до 1812 года икона, известная теперь как Иверская-Парижская. Тогда она являлась «заместительницей» чудотворной Иверской. Часовня была разрушена в 1929 году и восстановлена в 1995. Фото © Валерий Некрасов

Здесь, на Воскресенских воротах Красной площади, Разместили принесенную из афонского монастыря Иверскую икону. В 1782 году ее перенесли в часовню, построенную перед воротами. Тут и хранилась до 1812 года икона, известная теперь как Иверская-Парижская. Тогда она являлась «заместительницей» чудотворной Иверской. Часовня была разрушена в 1929 году и восстановлена в 1995. Фото © Валерий Некрасов