Уважаемые туристы и коллеги!

Турень

Общее описание

Турень - местность вокруг города Тура - район виноградников. В исторической части города, на рю Вольтер, 12, расположен музей виноделия, где можно узнать историю здешних вин. В программу экскурсии входит также дегустация напитков. Стоит побывать на рю Вольтер и любителям старинной архитектуры: большинство построек здесь относятся к XV-XVII векам.

Достопримечательности

Кафедральный собор святого Гатиана (Cathédrale Saint-Gatien)

Ещё при подъезде к Туру издалека видны две высоких колокольни – башни кафедрального собора святого Гатиана, который находится в северо-восточной части города, примерно в 350 метрах от Турского замка.
Это место располагается немного выше уровня Луары, хорошо защищено от потопов, поэтому первые горожане селились и строились именно здесь. До того, как появиться собору в современном виде, на этом месте сменили друг друга несколько храмов. Первый был построен при втором турском епископе Литории в 4 веке. В 561 году во время междоусобных войн франкских правителей собор сгорел, но уже спустя 30 лет его восстановил епископ (и один из самых известных средневековых историков) Григорий Турский, покровителем храма стал святой Маврикий. В таком виде собор простоял 600 лет, и ни набеги норманнов, ни противостояние Блуа и Анжу не нанесли ему значительного урона. Реконструкция понадобилась лишь в 12 веке, её успешно провёл епископ Хильдеберт де Лаварден, но пожар вскоре уничтожил обновлённое здание. На руинах начались очередные строительные работы, и на сей раз потребовалось около четырёхсот лет, чтобы собор завершить окончательно.
Собор святого Гатиана фигурирует в мировой литературе, например, о нём Оноре де Бальзак пишет в «Турском священнике», а повесть «Мэтр Корнелиус» начинается с упоминания о храме: «Это было в 1479 году, в день всех святых, когда в соборе города Тура вечерня шла к концу».

Квартал Плюмеро (Quartier Plumereau)

В середине 14 века жизнь Тура, в основном, концентрировалась вокруг трёх центров, одним из которых был квартал под названием Шатонёф (Châteauneuf), позднее прозванный Плюмеро. Особенный колорит этому району придавали многочисленные паломники, приходившие помолиться на могиле святого Мартина. Шатонёф расширялся к северу от аббатства святого Мартина, и главными площадями квартала были: Гран-Марше (Grand Marché), Плюмеро (Plumereau) и собственно Шатонёф (Châteauneuf). В конце 60-х годов прошлого столетия квартал, долгое время находившийся в плачевном состоянии, восстановили и благоустроили.
Самой оживлённой и торговой исторически была площадь Плюмеро, которая впоследствии дала своё имя кварталу. Небольшая площадь окружена хорошо отреставрированными фахверковыми домами 15-16 веков.
Выразительные названия улочек, окружающих площадь, невольно заставляют вспомнить строку известной песни: «пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную», правда, в Туре с Вишнёвой (rue des Cerisiers) на Шелковичную (rue du Mûrier) запросто не свернёшь - надо немного пройти по прозаической Bretonneau. Вокруг площади Плюмеро также можно увидеть страинные красивые дома, например, дом Тристана (Maison de la Belle Cordelière ou de Tristan) (фото) на Rue Briconnet, которая примыкает к площади с севера, и дом Круассан (Maison du Croissant) (фото) на Rue Constantine на северо-востоке от площади.

Коллегиальная церковь и базилика святого Мартина (Collégiale et Basilique Saint-Martin de Tours)

История возникновения храма на этом месте начинается в 4 веке. В ноябре 397 года в деревушке Канд, что примерно в 60 км к юго-западу от Тура (ныне Candes-Saint-Martin), во время молитвы скончался глубоко почитаемый христианами епископ святой Мартин Турский. Местные жители хотели похоронить святого у себя, однако жители Тура такого допустить не могли. Они похитили тело, на лодках доставили его на свою территорию и похоронили в скромной могиле на обычном городском кладбище. В 437 первый преемник святого Мартина святой Брикций построил над могилой маленькую, изящно оформленную часовню, которая спустя 40 лет была заменена на представительную базилику, призванную не только возвеличить святого, но и утвердить Тур в статусе религиозной столицы.
Базилика к 10 веку перенесла несколько пожаров, но не устояла перед разрушительным набегом норманнов. В 1014 Эрве де Бюзансе, хранитель церковной сокровищницы святого Мартина, начал перестраивать базилику в стиле великих паломнических церквей. Работы шли в течение нескольких столетий, новая коллегиальная церковь была настолько популярна, что вокруг неё образовался целый квартал Шатонёф (Chateauneuf).

Музей изящных искусств (Musée des beaux-arts de Tours)

В непосредственной близости к кафедральному собору располагается одно из красивейших зданий долины Луары – бывший архиепископский дворец, ныне Музей изящных искусств. Основная часть дворца построена в 1767 году в классическом стиле; накануне Революции в здании размещалась церковь, а после 1789 – театр, школа, библиотека и склад. В 1794 Шарль-Антуан Ружо, хранитель коллекций и основатель первого музея, провёл опись имущества и в следующем году открыл галерею. Весь 19 век зданиями снова владело духовенство, а произведения искусства находились на «временных квартирах». И только с 1910 года, когда город выкупил дворец, коллекции окончательно переехали сюда.
Фонды состоят из произведений искусства из домов богатых иммигрантов, замков, церквей и крупных монастырей, прежде всего, аббатств Мармутье, Бургёй и Ла Риш. В музее представлена фламандская, французская и итальянская живопись 14 – 18 веков, итальянские примитивисты, неоклассика, романтизм, импрессионизм и различные направления искусства 20 века.
Признанными жемчужинами коллекции музея являются две работы Андреа Мантенья (1459), а также произведения Рубенса и Рембрандта.

Турский замок (Château de Tours)

Турский замок, яркий образец архитектуры эпохи Каролингов, находится на берегу Луары, примерно в 300 метрах к северу от кафедрального собора.
Считается, что первый частично деревянный замок возвёл здесь около 886 года аббат Гуго. В середине 11 века, после того, как Жоффруа Мартель отвоевал Турень у семейства Блуа, старую постройку сменило крупное каменное здание (его остатки обнаружились в ходе раскопок в последней четверти прошлого столетия). При Анжу в крепостной стене замка появляются две мощных круглых башни, главная будет носить имя де Гиза в память о томившемся в ней и успешно бежавшем в 1591 году Карле (Шарле) I де Гизе, другая будет названа Тайной темницей (tour du Cachot Secret).
Мрачноватый замок с 1913 года считается историческим памятником; до 2000-х помещения занимал городской аквариум, где можно было полюбоваться 200 видами рыб, а с недавнего времени здесь представлены произведения современного искусства и подробная экспозиция по истории Турени.

Замок Плесси-ле-Тур (Château de Plessis-lez-Tours)

В трёх километрах к западу от центра Тура в коммуне Ла Риш (La Riche) расположен подзабытый и не слишком популярный среди туристов, но интересный замок Плесси-ле-Тур. Интересен он не столько архитектурой, которой осталось ничтожно мало, сколько связью с историей Франции. В 1468 году Людовик XI купил поместье Монти-ле-Тур, за несколько лет полностью перестроил его, поменял название на Плесси-ле-Тур и жил здесь до самой своей смерти в 1483 практически в полном уединении, доверяя лишь астрологам. Предполагают, что замок был ещё одним местом заключения опального монаршего любимца кардинала ла Балю. После смерти Людовика замок остаётся у французской короны, здесь часто бывает Карл VIII, а затем и Людовик XII. В 1589 году в Плесси Генрих III с будущим Генрихом IV подписывают соглашение, объединившее их и позволившее сообща выступить против Католической лиги. Ситуация изменилась при Бурбонах: королевский двор окончательно обустроился в Париже, а поместье Плесси постепенно пришло в упадок. Накануне Революции замок «принадлежал» нищим, а во время потрясений был практически полностью разрушен.
От резиденции коварного Людовика XI Паука до наших дней сохранилась лишь южная часть главного жилого корпуса с башней. В 1927 года Плесси признан памятником истории, а с 1998 года замок принадлежит труппе Кано-Лопес (Compagnie Cano-Lopez), и всё его пространство отдано театральному искусству. Посетить замок можно лишь в рамках каких-либо театральных мероприятий, узнавать о которых необходимо заранее.

Вокзал (Gare de Tours)

Городской вокзал находится примерно в 1,2 км к югу от кафедрального собора. Здание построил в 1896 - 1898 годах местный архитектор Виктор Лалу. Зодчий использовал разные материалы: для фасада и скульптур – камень, для несущих конструкций – железо. Внутренние колонны декорированы чугунными элементами, а большие окна делают постройку лёгкой и светлой. В 2006 интерьер вокзала немного изменили, добавив к декору позолоченные листочки, которые были предусмотрены ещё в первоначальном проекте Лалу. Здание признано памятником архитектуры и истории.

Ратуша (Hotel de Ville)

Городская ратуша построена в 1896-1904 годах местным зодчим Виктором Лалу, находится примерно в 800 метрах к юго-западу от Кафедрального собора. Монументальное здание, которое кажется несоразмерно большим по сравнению с соседним Дворцом правосудия, символизирует республиканские добродетели и мощь муниципальной власти. В том, как обустроено пространство площади place Jean Jaurès, можно найти черты парижского стиля.
Фасад здания украшен скульптурами атлантов работы Франсуа Сикара и кариатидами. Также можно увидеть аллегорические изображения Луары и Шер (Жан-Антуан Иньяльбер), а также человеческих добродетелей.

Особняк Гуэн (Hôtel Goüin)

Примерно в 300 метрах к северу от базилики святого Мартина, на улице rue du Commerce можно увидеть редкое свидетельство архитектуры эпохи раннего Возрождения в Туре – особняк Гуэн. Дом был построен в 15 веке и принадлежал торговцу шёлком. В 1738 особняк купила семья бретонского банкира Гуэна, с тех пор дом зовётся их именем. В период Второй мировой войны здание сильно пострадало, от него оставался лишь фасад, но благодаря капитальной реставрации к особняку вернулся его первоначальный облик.
Сейчас в этом изящном здании находится музей Археологического общества Турени. Дом Гуэн признан памятником архитектуры и истории, в его честь была выпущена особая почтовая марка.

Ботанический сад (Jardin botanique de Tours)

Самый старый городской сад – Ботанический – находится в двух километрах к западу от Кафедрального собора. В 1843 сад организовал аптекарь Жан-Антим Маргерон. Немного позже появились небольшой зоопарк и теплица, в 1890 – оранжереи с мягким, тёплым и холодным климатом.
Территория сада состоит из нескольких частей: на юге находятся дендрарий в английском стиле и лекарственные растения. Север занимают магнолии, кувшинки и лотосы; запад населяют растения Средиземноморья и Альп, а на востоке пышным цветом распускаются луковичные и многолетние растения.